У нас тут сегодня день первоэмоционального диктата, потому что я просто не могу это не запостить и не поделиться.
Сильные эмоции пугают. Особенно тех, кто привык быть сдержанным. Кто считает, что важно контролировать себя, важно всегда отдавать себе отчет в том, что ты делаешь и как выглядишь в собственных и чужих глазах. Когда свои и чужие сильные эмоции пугают, появляется «замечательная» идея контроля над ними. Чужие прямо не получится проконтролировать, но можно попытаться застыдить того, кто посмел вести себя максимально открыто и естественно. Стыд – это же отличное оружие… Для себя же можно поискать подходящую идеологию – ту, которая хорошо обоснует бесстрастность и сдержанность. Например, буддизм – авторитетное учение. Можно взять Шопенгауэра. Ницше был бы неплох, но у него сплошные страсти и безумие– недаром он был не в себе… Нужны хладнокровные, невозмутимые, бесстрастные авторы с такими же текстами и поступками. Английский джентльмен, Натти Бампо по прозвищу Следопыт, майор Мак-Наббс – вот настоящие примеры невозмутимых и достойных людей!
читать дальшеЧеловек, радостно кричащий и прыгающий на месте от счастья кажется идиотом. Безумные болельщики на хоккейных или футбольных матчах – что за вопли и кривляния, что за детский сад? Открыто и ясно злящаяся женщина – истеричка. Кричащий мужчина – маньяк и психопат. Не находящая себе места от беспокойства женщина – опять истеричка (какой, однако, удобный ярлык…). Ну, можно ее назвать нервной… Благоговение – это пафос. Жадный интерес к чему-либо – детское любопытство, ребячество… А надо бы себя держать в руках: эмоции бесполезны, они помеха и должны быть поставлены под железный контроль разума.
Идее контроля за эмоциями много, очень много лет. Сильные чувства кажутся разрушительными. «Я боюсь выпустить злость из-под контроля, потому что потеряю все тормоза и смогу натворить много всего». «Я не хочу слишком сильно привязываться, потому что все равно придется отвязываться… Я не хочу ни от кого зависеть». «Отрицательные чувства лучше давить в зародыше, иначе они разрастаются и полностью завладевают контролем над тобой». В этих словах – много страха. Страх потери контроля и, как следствие, лица («буду выглядеть как…»). Страх раствориться в чувстве, страх потерять самого себя. Стыд за себя такого, «животного». Даже в сексе расслабиться нельзя – нужно держать лицо, быть на высоте, а какая солидность в этих диких конвульсиях?
Рядышком с идеей о том, что эмоции можно контролировать, идет мысль, что человек выбирает свои эмоции. «Ты выбрал обиду! А мог бы и не обижаться». «Ты выбрала злость, и это твоя проблема, что ты злишься. Я вот спокоен, неужели нельзя поговорить, как нормальные люди…» (только почему-то зубы стиснуты до боли в челюстях…).
Обе родственные идеи – ошибочны. Наши эмоции порождаются отделами мозга, которые намного древнее по своему происхождению, чем «вместилище» сознания, префронтальная кора головного мозга. Сознание всегда медленнее, чем бессознательные реакции, а эмоции уходят своими корнями в бессознательное, обеспечивая когда-то в далеком прошлом быстрые реакции на те или иные внешние события. Механизм остался, а сознание, не успевающее за эмоциями, пытается создать иллюзию контроля.
Мы не можем запретить себе испытывать эмоции, тем более сильные. Но говорить о том, что на них совсем никак воздействовать нельзя – неверно (хотя это мечта психопата). Выбор у нас есть: мы можем выбирать способы реагирования и отреагирования эмоций. Реакций множество: от «о Боже, я чувствую злость – запретить!!! Иначе я плохой мальчик! (или «Это нерационально, а я – рациональный человек!») до «Злюсь? Сейчас все тут разнесу к чертовой матери!» А отреагирование – это уже как раз действие, продиктованное выбором. Можно выместить злость на объекте, на который она направлено, можно – на посторонних, можно кусать самого себя, можно проглотить – и только багровые глаза указывают на внутреннее извержение злобы.
В наших силах сделать еще один выбор: просто переживать эмоцию, или же отреагировать её через превращение в действие, направленное на изменение ситуации, с которой связано переживание. Тогда будет верным следующее: я выбираю продолжать злиться, или же что-то с этим делать (а не «я выбираю не злиться в ситуации, на которую я злюсь»). Наши внутренние установки, иррациональные мысли-интроекты, прошлый опыт – все это влияет не на сами эмоции, а на реакцию. А так – эмоции примерно одинаковы у всех.
Отвержение со стороны близких людей вызывает боль. Если ее нет – значит, или не чувствуете, или это – не близкие люди. А ощущение того, близкий или не близкий человек – зависит не от рационального выбора. «Я решил, что ты будешь мне дорог!» - звучит странно, верно?... Когда другой человек обладаем чем-то, чем очень хотим обладать мы сами, но пока это невозможно – завидуем. Испытываем симпатию к похожим людям… Именно общность наших эмоциональных реакций делает возможность эмпатии, осознания того, что чувствует другой человек. Поводы могут отличаться, а эмоции – они одинаковы.
А как же «поменял отношение к ситуации – поменялись эмоциональные реакции?» Так поменять отношение – это тоже не рациональный выбор. До тех пор, пока мы не подойдем в своем эмоциональном опыте до определенной черты, никакие, даже самые верные рациональные доводы, до сознания не дойдут. «Сердцу не прикажешь», «я головой все понимаю, а вот чувствую совсем по-другому!», «я знаю, что это глупо, но сделать ничего не могу!». Нередко испытываешь сильное раздражение из-за слов друзей в стиле «ну мы же тебе говорили!». Да, говорили. Но я был не в том эмоциональном состоянии, чтобы слушать… Осознание, инсайт - акт не рациональный, а бессознательный.
Так что бегство от сильных (и не очень) эмоций – это отказ от огромного пласта жизненного опыта, путь к обеднению и потускнению жизни. Ощущение насыщенности приходит с чувствами, а не с умными мыслями. Страх перед невозможностью совладать с собой во время переживания сильных чувств связан с отсутствием опыта переживания, а откуда ему взяться? Замкнутый круг… Эмоции не разрушают, разрушают неадекватные способы реагирования и отреагирования. И самые страшные эмоции прячутся в тихих людях… В очень тихих омутах…
P.S. Если по прочтении сложилось впечатление, что разум - штука второстепенная и ненужная, то это очень ошибочное впечатление.Оригинал тут.
@темы:
мнения,
Психология
Тут, по-моему, как раз путают эмоции с осознанным действием.
Можно ведь обижаться, к примеру, не показывая вида. Но эмоция от этого никуда не девается.
Ну а вообще обида есть невыраженный гнев. Кого ради терпеть-то?
+
В наших силах сделать еще один выбор: просто переживать эмоцию, или же отреагировать её через превращение в действие, направленное на изменение ситуации, с которой связано переживание.
+
бегство от сильных (и не очень) эмоций – это отказ от огромного пласта жизненного опыта, путь к обеднению и потускнению жизни.
+
Сознание всегда медленнее, чем бессознательные реакции, а эмоции уходят своими корнями в бессознательное, обеспечивая когда-то в далеком прошлом быстрые реакции на те или иные внешние события. Механизм остался, а сознание, не успевающее за эмоциями, пытается создать иллюзию контроля.
Мы не можем запретить себе испытывать эмоции, тем более сильные.
=
огромная простыня демагогии. на мой вкус, разумеется.
автор сам задает некий тезис, сам с ним спорит и сам себе противоречит. что означает "просто переживайте эмоции"? их и так все переживают, поскольку запретить себе испытывать эмоции, как и сказано, невозможно. мб я чего-то не понял по ходу пьесы, но, по-моему, это простыня, коряво описывающая очевидные вещи, которые можно в три строки уложить.
Нет, не все люди проживают эмоции. Далеко не все позволяют себе это.
goblincat, ну дык автор вообще-то с этим как раз-таки и спорит. Что эмоции мы не можем выбирать.
+1
Мне не нравится как идея вообще всегда держать каменно-бесстрастное лицо и притворяться спокойным, когда это не так, так и идея выражать эмоции дико и некультурно (с визгами-криками). Вот если бы как-то... чтобы и достаточно выразительно, чтобы не скрывать своего состояния/отношения к чему-то, но и не совсем уж по-идиотски (в общественных местах или с посторонними людьми, перед которыми ты уязвим, лучше не закатывать истерик всё-таки). Я этому пытаюсь научиться. Хотя 2Э, наверное, это легче бы удалось.
Нет, не все люди проживают эмоции. Далеко не все позволяют себе это.
Мне кажется, тут проблема с терминологией. Говоря о "проживании" эмоции, я имею в виду, что человек что-то чувствует. И он никак не может себе "не позволить это", таких монстров не существует в природе. Да, человек может, скажем так, попытаться подавить свои эмоции (реакции и действия, следующие из них, и подавно) - и даже преуспеть в этом, но для этого их сначала надо опознать, а для этого - в свою очередь - прочувствовать. И таким образом, т.н. "подавление эмоций" - суть попытка отвлечься, абстрагироваться и отказаться от уже имеющегося в наличии чувства, которое человек таки переживает. Исходя из этого, я совершенно не понимаю, почему автор статьи советует "переживать эмоции". Это то же самое, что посоветовать, скажем, живым клеткам делиться.
Сильные эмоции пугают. Особенно тех, кто привык быть сдержанным. Кто считает, что важно контролировать себя, важно всегда отдавать себе отчет в том, что ты делаешь и как выглядишь в собственных и чужих глазах. Когда свои и чужие сильные эмоции пугают, появляется «замечательная» идея контроля над ними. Как был сделан данный вывод? Проводились исследования, в результате которых было доказано, что именно страх является побудительной причиной для появления самоконтроля?
Обе родственные идеи – ошибочны. На основании чего сделано такое утверждение?
А ощущение того, близкий или не близкий человек – зависит не от рационального выбора. Правда?
Так что бегство от сильных (и не очень) эмоций – это отказ от огромного пласта жизненного опыта, путь к обеднению и потускнению жизни. Ощущение насыщенности приходит с чувствами, а не с умными мыслями. Серьезно? Нет, автор, серьезно?
Ощущение насыщенности приходит через несколько минут после еды.Что означает словосочетание "ощущение насыщенности" в данном контексте? Откуда взят данный термин? Как было установлено, что данное ощущение возникает именно благодаря чувствам? Если это личное наблюдение за своим самочувствием, то никаких претензий к автору нет, кроме одной - надо указывать, что статья основана на субъективном восприятии реальности и не претендует на научность.Существует. Этот механизм носит защитный характер и называется "окаменение". Как процесс - диссоциация.
Ознакомиться можно тут.
И таким образом, т.н. "подавление эмоций" - суть попытка отвлечься, абстрагироваться и отказаться от уже имеющегося в наличии чувства, которое человек таки переживает.
Абсолютно не всегда испытываемые челвоеком эмоции им осознаются. *вздохнула* кабы так, не нужна была бы моя профессия..
Хани Йохансен, теги посмотрите, пожалуйста, внимательно =)
Абсолютно не всегда испытываемые челвоеком эмоции им осознаются.
Это да, кто бы спорил) Но и для подавления - осознание и определение, что это за эмоция пошла, отнюдь не требуется.
Но если вы внимательно прочтете что я написала, то увидите, что предложение указывать на субъективность высказываний было адресовано автору статьи, а никак не автору перепоста.
Другое дело - запихивать себя в прокрустово ложе и пытаться сделать из себя вулканца; подавлять все свои эмоции и не давать им выражаться никак; заниматься самоедством и самобичеванием за то, что проявил эмоции; пытаться изменить степень своей эмоциональности; носить "маску безэмоционального человека". Это саморазрушение, которое приводит к неврозам и не адекватным ситуации проявлениям эмоций (внезапные агрессивные срывы, например).
«Я боюсь выпустить злость из-под контроля, потому что потеряю все тормоза и смогу натворить много всего»
Вот это действительно разумно. Можно не контролировать негативность, но нужно контролировать конкретно агрессию. Это говорит нынешний 4Эшник, который в начальной школе (до того, как у него до конца заполнились и оформились функции) ударил одного доводившего человека тарелкой, а много спорившего с ним человека укусил за шею.
Автор - молодец, толково описал.
Мне не нравится, когда отделяют понятия разума и чувств железной стеной. Разумное-рациональное и чувственное-реагирующее во многих аспектах соприкасаются и делают общую работу.