С чем связано именно такое, а не иное расположение функций?
Формирование функций тесно и неразрывно связано с прохождением человеком первичных возрастных кризисов.
I. Функции
Первая функция.
Первую, базовую, функцию определяет так называемый "кризис трех лет". Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, а не так как ранее - мир до этого воспринимался как продолжение его самого. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу". Это "не хочу" как раз идет по первой функции.
Менее подавляемая функция - менее контролируемая родителями - становится первой.
читать дальшеПример:
1В. Желания ребенка ни в чем не ограничивались: хочет - ну и пусть восьмимесячный ребенок ползет через всю комнату за игрушкой, сильнее будет. Работа по другим функциям ограничивалась: громко не смейся, кашу ешь, когда дадут, с матерью не спорь. Угу.
1Э. Хочешь - смейся, пой песенки себе под нос - или громко. Зато - нет, ты хочешь именно это платье; с матерью не спорь; ешь, что дают, мама отлично готовит.
В случае отсутствия давления - восполнение функций матерью было достаточным, например: покрытие физических потребностей и их распределение во времени (обед - 12.00, и ни минутой раньше, купаться - в десять вечера), управление эмоциональной сферой (тут мы поём, при гостях ведем себя тихо), желаниями (я покупаю тебе это и это - ты этого хочешь), управление формированием мнения (мир крутится вот так, нет, ты думаешь не верно - или просто ребенок не создает собственных мыслей и идей).
1Ф. Беганье-прыганье-физическая активность поощряются или не запрещаются, или игнорируются, всё остальное в той или иной степени контролируется родителями.
1Л. Неограниченная вербальная активность. Ребенка не стремятся "заткнуть", хотя могут не слушать и игнорировать. Все остальное либо контролируется, либо имеет сферу адекватного, развивающего взаимодействия.
Первая функция - та, по которой он отличает свое "я" от остального мира. Дело в том, что до трех лет сознание ребенка эгоцентрично: кризис трех лет связан с разрушением данной эгоцентричной установки. Чувство целостности с миром разрушается, и возникает необходимость найти точку опоры в этом мире - то, по какому признаку ребенок будет понимать, где заканчивается он и начинается внешний мир. Первая функция - это мы сами, наша суть, база уверенности в своей значимости в этом мире, то, в чем мы всегда и по умолчанию лучше всех. Первую легко определить - это то, чем человек не пожертвовал бы ни при каких обстоятельствах.
Есть большая вероятность, что вторая или четвертая функция (то есть подстраивающаяся) родителя станет первой у ребенка, так как психика ребенка гибка и стремится стать комплементарной психике своего родителя, дабы сосуществовать с ним в наименьшем стрессе.

Вторая функция
Второй кризис - "кризис семи лет" - название возрастного кризиса, которым заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст.
На этом этапе развития личности возникает большое внутреннее рассогласование между своими возможностями взаимодействия и требуемыми для достижения своих целей, так как повышается уровень ответственности, требуемый уровень социализации - гораздо и очень резко выше, чем раньше. Так формируется вторая функция - коммуникативная, наш "дар" окружающему миру. Это функция социализирующая, подстраивающаяся, очаровательная в своей гибкости. Под воздействием различных обстоятельств на это место встает одна из оставшихся функций. К примеру, если в семье были легитимны эмоциональные манипуляции (процессуальные эмоции 2 и 3), то манипулятивная функция с большей вероятностью начнет формироваться из этой базы. Однако, если школьная действительность требует совершенно иного взаимодействия, и это будет более важное поле деятельности для ребенка, чем семья (не родовой (восточный) тип семьи), то возможен обратный механизм формирования. Словом, двойка - это наше умение договариваться, взаимодействовать, открываться этому миру.
На место Второй становится функция, по которой нас не стараются понимать, идти навстречу: в семье, в детском саду - в социуме. Для удовлетворения своих потребностей ребенку приходится подстраиваться и учиться самостоятельно взаимодействовать, учиться брать на себя ответственность за аспект "не_понимания" - вербально или невербально, не важно. Причем главная трудность должна заключаться в том, что ребенок по этому аспекту не может получить желаемого, без предъявления своего желания. Примеры:
Хочешь чего-то - объясни качественно, чтобы тебя поняли - чего именно ты хочешь (2л), иначе ты этого не получишь.
Хочешь чего-то - покажи свою физическую необходимость в этом (2ф), иначе ты этого не получишь.
Хочешь чего-то - прояви свою заинтересованность в этом (2в), иначе ты этого не получишь.
Хочешь чего-то - прояви эмоциональную реакцию на это (2э), иначе ты этого не получишь.
Суть не в том, что тебя чего-то лишают - это не тирания, наоборот. Тебе дадут то, что ты хочешь, если ты сможешь дать понять, что ты этого хочешь - раз, и если ты будешь готов для этого на некоторые уступки - два. Чаще всего второй функцией ребенка становится первая (или третья, смотря в подстройке по какой из них родитель больше нуждается) функция родителя или другого наиболее значимого человека, который сильно и постоянно влияет на его жизнь. От качества подстройки (вторая функция - подстраивающаяся) зависит качество последующей жизни. При этом серьезного конфликта не происходит: ценности родителей и окружающего мира не отвергаются (как в подростковом возрасте), кроме того, ресурсов на развитие еще много, и сильных затруднений у ребенка процесс не вызывает. Функция получается подстраивающейся, потому что авторитет родителя все еще неоспорим и сам ребенок не может конкурировать и не имеет потребности в конкуренции.

Третья функция.
Третий кризис - подростковый кризис -13-ти лет. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.
Кризис относится к числу острых. Формирует третью - болевую функцию. Самооценка подростка мечется из крайности в крайность, ему сложно оценить себя адекватно, в большей степени он ориентируется на оценку значимых других из референтных групп ("тусовок", класса, друзей, иногда родителей, старших братьев и сестер). Тот аспект, который получит в этот период наибольший удар, станет болевым аспектом. Это может быть задавленная воля (унижения без возможности оказать сопротивление, приучение к тому, что сопротивление будет подавлено в любом случае, жесткая критика искренних желаний, отсутсвие в достаточной мере обратной связи при творческой деятельности, так называемый "недостаток фидбэка"), избитая физика (попытки изнасилования, жесткая оценочность к внешнему виду), разодранная эмоция (эмоциональное давление, экстремальные ситуации, наплевательское отношение к переживаниям человека, отсутствие понимания и принятия, непростроенность эмоциональной сферы, сопряженная с требованием окружающих ее проявить), деформированная логика ( оскорбления интеллекта, ситуации, в которых на человека давят "если ты не понял, значит, плохо (слишком долго) думаешь", отсутствие возможностей реализации интеллектуальных потребностей при их наличии, осуждение, нивелирование вербальных высказываний "ты ничего не понимаешь, это все бред") и тому подобное.
Этот аспект сильной жажды проявить себя. Работа по нему дается с трудом, но приносит наибольшее удовлетворение.
Третья - это та функция, по которой вас резко "бросили" или по которой в подростковый кризис вы отвергли помощь, но решения принимать приходилось - при полном отсутствии готовых схем и опыта решения подобного. Кроме того, та функция, по которой на вас давили сильнее всего, вероятнее всего станет Третьей. (3Э вспомнила мамины истерики, 3В - обвинения в легкомыслии и "ты не сможешь!", 3Л - постоянное игнорирование своей точки зрения, 3Ф - игнорирование своих потребностей).

Четвертая функция формируется по остаточному принципу - на её развитие у нас уже нехватает ресурсов, так как самая ресурсоемкая функция, Третья, будет еще долгое время привлекать внимание. Четверка слаба, хотя многофункциональна. Она редко имеет свое мнение по своему аспекту, хотя чем больше времени прошло с момента формирования, тем большее количество конструктов, осознанно или не очень, успеет к ней "налипнуть".

II. Сила функций.
Самая сильная - Первая, но она не знает предела своего ресурса. Единица подобна водопроводу - воды много, края не видно, но никогда не знаешь, когда ЖКХ устроит профилактику в связи с непригодностью вусмерть заэксплуатированных труб.
Она знает, что может и может очень-очень хорошо, но СКОЛЬКО она это сможет делать во времени - нет. Поэтому и убить себя может, особенно 1В, которой как всегда больше всех надо.
Вторая - запасы имеет большие, ресурсы знает, сама не энергозатратна. Эдакий вечный двигатель - вечный, потому что умеет вовремя остановиться.
Третья - везде видит препятствия, сил требует много, энергию имеет колоссальную, но множество блоков на выходе не дают ей пользоваться этой распирающей внутри энергией.
Четвертая - бездонная бочка данаид. Съест все и добавки попросит. Своего ресура имеет мало, в основном вдохновляема.
III. Структура.
Выглядит всё это так (относительно твердости границ, а не крепкости структуры):

1-я функция организует личность и направляет всё её развитие. Все остальные функции будут иметь определенный оттенок в своей работе, который дает Первая, взаимоподчинение - иерархично.
1В всю жизнь будет строить себя, 1Ф - жить в собственное удовольствие, 1Э - эмоционировать, 1Л - мыслить (таким людям очень сложно заглушить свою сознательную деятельность, очень сильная когнитивная сфера - например, даже когда выпьют, ясность разума почти не теряется) КАК она будет достигать своей цели - это уже вопрос ко второй, инструментарной функции.
Функция результативная, неподстраивающаяся. Как - неважно, главное - достигнуть желаемого, мнение кружающих не волнует. "Вижу цель, иду на сближение".
Двойка по своему аспекту всех любит, всем поможет, эдакая самаритянка, которой не лень. На самом деле "не лень" обычно себе в прибыль, и вторая всегда точно знает, где на ней, кажется, уже начинают ездить (2в особенно) и пресекает это. Так что доброта тут весьма услованая - скорее взаимовыгодный обмен.
Процессионная, подстраивающаяся. Учтет за вас, себя не обидит, будет вам мир и счастье, ибо Вторая очень деятельна - ей главное всегда быть вовлеченной в процесс.
Третья - тихий омут, место комплексов и проблем. Могу ли я? Хочу ли я?
Процессионная, неподстраивающаяся. Имеет размытые личностные границы, изъедена социумом.
Например:
3В всегда будет озабочена проблемой поиска себя (ибо Воля организует личность), ввиду размытых личностных границ этого аспекта, её будет мучить вопрос своей индивидуальности: "Я со всеми или Я против всех"? Не слишком ли мое "я" растворяется в "я" окружающих? Не слишком ли я пытаюсь подавить "я" окружающих и растворить в своем? Это мое мнение или чужое? Давят на меня или я давлю? Это страх стать частью обезличенной серой массы, потерять себя или противоположный - страх остаться в одиночестве, потерять всех.
Четвертая - идеал пофигизма. "Ничто человеческое нам не нужно" (тм).
Набирает конструкты от окружающих, способна при развитости продуцировать своё из полученных от других конструктов и быть внимательной к Первой, у которой в руках ключи от мировых сокровищ, как никто другой. Профит, опять таки - взаимный.
По окончанию текста мы хотим задать вам несколько вопросов:
1. Нужно ли больше примеров (в таком случае будем приводить их отдальной статьей), или и так все понятно?
2. Какие вопросы возникли у вас при прочтении?
3. Статьи на какую тему в дальнейшем вы бы хотели увидеть в сообществе?
Спасибо за внимание, заранее благодарим за обраную связь.
Воринг: это теория подкреплена исключительно эмпирически, методом наблюдения за многими людьми.
Мы допускаем в ней неточности и, возможно, недосказанности.
Ваши Sonnei и trickster_ann.
@темы: Психейога, 1 функция, 2 функция, 3 функция, 4 функция
А раньше? Скажем, если человек в принципе развивается быстрее, чем сверстники? Или если в жизни происходят какие-то вещи, сдвигающие кризис?
еще раз спасибо за пост, дал много пищи для размышлений. постараюсь проанализировать)))
Я же сказала, +\- 2 года. 3 - как грань нормы. 4 - патология развития.
Пожалуйста, читайте внимательней, я же стараюсь для вас, отвечаю.
Если Мск - можно оттипировать, если нет - раз в пятилетку бываем в скайпе, там можно и трэш, угар и типировку устроить.
Sonnei, конечно, можно.)) нет. я и киева, печалька)
была бы оч рада и трэшу, и угару и прочему, да.)))
просто люди вокруг меня типят меня в оч разные тимы, даже в 1В,и это, конечно, лестно, но маловероятно))) я сама считаю себя ЭВФЛ, но авторитетные мнения всегда кстати))
Выползу - приползу к тебе, прелестница.
кудай-то ты без меня собралась?!11расрас
хорошо, если принять за факт, что вас тип сформировался к 12-ти, а за это время он должен был как минимум два раза изменится, вы можете на своем примере объяснить смену типа с примерами и доказательствами?
Вы не ответили.
trickster_ann, а мы тебе и не отказывали в дозе разврата)
Ага, это уже что-то объясняет. Тогда тип может сформироваться к 12 (если +\-2-3 года это нормально).
Нет, я не уверена, что тип меняется, и не уверена, что он менялся у меня, как я уже сказала, ни одна из теорий не доказана, и я не вижу причин верить любой из них больше, чем другой, как бы мне того ни хотелось. Но вообще хорошая мысль, проанализировать себя и знакомых на предмет того, менялся ли пй-тип если да, то как.
совершенствуются и меняются при проработке и прокачке функций;
Вот, значит прокачка функций таки возможна?
Вот поэтому я не согласна со сменой типа - с возрастом они всё сильнее «сплетаются», всё прочнее связки, больше связей.
[Sakaoshito], я знаю не одного Макса 1Л, который с этой теорией согласился. Или вы имели в виду Третьелогиков?
Мы представили своё видение закладки функций, основанное на репрезентативной выборке.
Если вы не согласны - это ваше право, но убедительной аргументации против я ещё не услышала, извините.
т.е. 1л - это когда "я вам не верю, но вы не правы"?
Если вы самолично не способны опровергнуть нашу теорию (а верить вас никто в неё не заставляет, еще в самом посте написано, что допускаемы неточности), то, пардоньте, какую смысловую нагрузку и пользу несут ваши слова в данном треде, которые можно охарактеризовать как "не верю", без всякого обоснования?=)
читать дальше
Если же речь идет об осознании работы функции в определенном возрасте, то теория очень симпатичная и реалистичная. Действительно, пока человек совсем маленький, то осознает только то, за что, если не хвалят, то хотя бы никогда не ругают, то что позволяют. Потом познает радость манипуляции. Подростком получает опыт самостоятельности и осознания своей слабости в некоторых вопросах (а так же необходимость самоутверждения по ним). А четвертая такая четвертая, до неё человек действительно если и доходит то с опытом
Скорее все-таки формирование. Но понимаете, формирование - это придание формы, так что "осознание" входит туда.
Да, имхо, функции отсутствуют, есть только предпосылки к ним, на уровне темперамента, генетических каких-то предрасположенностей.
Высшие нервные функции, такие как произвольное внимание, речь, мышление определенных видов, к слову, тоже формируется поэтапно. Так что имхо, нет ничего странного в том, что функции не появляются с рождения=)
Меня очень порадовал ваш комментарий, спасибо за такую грамотную обратную связь.
Это вам спасибо за интересную работу, прочитала, аж глаза загорелись, такие тонкие моменты подмечены) Даже про трезвость 1Л! И главное, что в своей теории вы сформулировали ответ на мучающий меня вопрос, поэтому вы и Sonnei - герои моего дня)
Но у меня возник вопрос, влияет ли соционический ТИМ как-нибудь на проявление и/или формирование пй-функций? У меня болевая ЧЭ и кажется при этом 1Э. Я не скажу, что она такая уж яркая, как, например, у Гюго с 1Э. И если принимать во внимание данную теорию, то ребенком я была довольно тихим и спокойным и поэтому любое проявление эмоций не только не возбранялось, но и всячески поощрялось.
Я писала в комментариях чуть выше, что первые «звоночки» о том, какой будет Тройка, звучат гораздо раньше её становления.
И причина того, что они есть, в том, что влияющие на ребенка фигуры уже сформировались, как личности, и давят на протяжении всего взросления обычно на одни и те же вещи.
Но до подросткого кризиса это не воспринимается настолько в штыки - активно идёт простройка других функций - в те же шесть лет.
эрНалия, нет.
Соционический тим - это работа с информацией, пй тип - сила уверенности в разных областях.
То есть, если у вас болевая ЧЭ и 1Э (а я знаю такие примеры), получается, что:
вы безусловно уверены в возникающих у вас эмоциях, но, в силу 4ЧЭ, спектр и сила этих эмоций на низком уровне. С одной стороны, это соционическую болевую частично прикрывает, с другой - может дать необоснованную уверенность.
Расскажите, пожалуйста, про прокачку. У меня 2в, и долго мне казалось, что она в... низкая, потому что я во всём сомневаюсь. Недавно убедился, что у меня 3л, и воля падает, когда я пытаюсь подчинить её логике. Логику, соответственно, следует развивать только при поддержке воли, развивая первоначально волю. И при таком раскладе мне начинает казаться, что у меня третьеет 4ф или уползает по кругу к четвёртой 1э. Но это мне наверняка кажется. Расскажите мне просто, пожалуйста, как прокачивается логика. Потому что я Владыка Снов, мне с такими мозгами и так жить нельзя
Это правда как во сне, когда ты стоишь в тумане на развилке и пытаешься сделать шаг, но перед ногами будто невидимое препятствие.
P.S. Отличные схемы от руки!
P.S. А вы, стало быть, о себе? *можно было догадаться*